Развитие химической промышленности
В настоящее время число известных органических соединений близко к 10 миллионам и не ограничено число тех соединений, которые могут быть получены. В химических лабораториях каждый день синтезируются сотни новых веществ. Открываются новые реакции, разрабатываются новые способы получения органических веществ, внедряются новые методы стимулирования химических реакций и новые методы исследования химических соединений.
Продуктами органического синтеза, осуществляемого в промышленных масштабах, являются пластмассы, химические волокна, красители, лекарственные препараты, сельскохозяйственные химикаты, моющие средства, душистые вещества и многие другие вещества и материалы, необходимые человеческому обществу. Современная органическая химия располагает огромным экспериментальным и теоретическим материалом, а уровень развития органического синтеза может служить мерилом научно-технического прогресса. Интенсивно развиваются как синтетическая, так и теоретическая органическая химия. Все это исключает подход к изучению органической химии как суммы фактов, подлежащих запоминанию.
Главной задачей становится выработка у студентов химического мышления, способности видеть и находить в многообразии формул и реакций определенные закономерности и связи, способности понимать логику химических явлений. Следует учесть также, что студенты- химики не подразделяются на экспериментаторов и теоретиков. Их подготовка преследует одновременно две цели: во-первых, вооружение теоретическими знаниями, во-вторых, выработку навыков экспериментальной работы в химической лаборатории, иначе говоря, умения работать руками.
Привлечение студентов к научно-исследовательской работе (НИР) эффективно способствует достижению обеих указанных целей. Характер современного химического исследования таков, что для его успешного осуществления необходимы как «хорошие руки», владеющие разнообразными химическими и физическими методами исследования, так и «хорошая голова», под которой понимают не просто высокий уровень предметных знаний, а прежде всего способность к химическому мышлению. Выработка последнего лучше всего достигается в процессе активного, целеустремленного научного поиска. В деле формирования профессионального интереса и выработки исследовательских навыков широкими возможностями обладают общие и специальные лабораторные практикумы. Хотя овладение экспериментальной техникой требует больших затрат времени и усилий, обычно живая лабораторная работа нравится студентам.
Многое зависит от удачной организации практикума, подбора лабораторных работ. Например, прохождение практикума целесообразно организовать таким образом, чтобы студенты выполняли многостадийные синтезы, при которых вещество, полученной в одной лабораторной работе, служило бы исходным соединением для следующего синтеза. Это повышает уровень исполнения работ, способствует приобретению экспериментальных навыков. Немаловажное значение имеет тематика научных исследований студентов. Осознанно овладеть исследовательскими приемами студент может только в случае участия в серьезной научной работе, которую проводит коллектив профилирующей кафедры.
В ходе выполнения НИР студенты синтезируют не только известные, описанные в литературе органические соединения, но и соединения, которые ранее не были известны. Синтез новых соединений — дело увлекательное, побуждающее к научному поиску, развивающее творческое отношение к работе, формирующее профессионализм.